Я всё ещё остаюсь при своём мнении, что S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl стоит попробовать, несмотря на многочисленные и разнообразные проблемы, которые в нём встречаются. И да, для ясности: игра действительно сломана в самых разных аспектах.
Из-за этого мой традиционный анализ производительности и руководство по настройкам для новых игр становится труднее выполнить. Настолько ли техническое состояние S.T.A.L.K.E.R. 2 критическое, что стоит подождать несколько патчей, прежде чем давать игре шанс? И как можно рекомендовать лучшие настройки, если некоторые из них, например, генерация кадров FSR 3, просто не работают как следует?
Тем не менее, стоит описать текущее состояние производительности Heart of Chornobyl на ПК, каким оно есть на данный момент. Игра уже неплохо показывает себя в Steam-чартах, а многие наверняка играют через Game Pass, так что это огромное количество игроков, которые, вероятно, ищут способы улучшить свои фреймрейты, выбраться из этой "ржавой трясины". Ниже вы найдёте мой лучший вариант совета, как улучшить производительность, с оговоркой, что я бы очень хотел, чтобы GSC выпустили исправления и улучшения, сделав эту статью такой же бесполезной и устаревшей, как двадцатилетняя банка радиоактивного борща. Давайте, GSC, заставьте меня выглядеть глупо. Вперёд. Вперёд.
Системные требования и производительность S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl на ПК
Для начала давайте вспомним системные требования, которые были обновлены незадолго до релиза S.T.A.L.K.E.R. 2, состоявшегося 20 ноября.
Вкратце: ого. Наличие GTX 1060 и RX 580 в минимальных требованиях — это уже привычное дело для современных игр с высоким уровнем графики, но когда в категории «средний» указан Core i7-9700K, а в рекомендованных графических картах значится RTX 4070, становится ясно, что Heart of Chornobyl явно не предназначен для каждого игрока. Огромный и мрачный открытый мир игры также отражается в внушительном размере — требуется 160 ГБ свободного места на SSD.
Дело в том, что вы можете попытаться играть на минимальных характеристиках или вернуться из будущего с огромной RTX 8000; независимо от оборудования, вам все равно придется мириться с нестабильностью S.T.A.L.K.E.R. 2. Я прошел всю основную сюжетную линию на RTX 3090, и даже в этом случае пришлось сталкиваться с мерцающими текстурами, случайными вылетами и прочими странностями, как, например, катсцена, которая внезапно начала идти с частотой около 15 кадров в секунду (и после этого ухудшила общую производительность игры, пока я не перезагрузился). Присутствуют и характерные для Unreal Engine 5 фризы, несмотря на то, что игра требует компиляцию шейдеров при каждом запуске, а даже когда ничего конкретно не горит, наблюдаются серьезные колебания производительности S.T.A.L.K.E.R. 2. К примеру, система, которая выдает 60-70 кадров в секунду в открытом поле, может снижаться до 30-40 кадров в оживленном поселении.
Я выбрал один из торговых центров в игре в качестве тестовой зоны для проверки производительности, чтобы лучше понять, может ли оборудование справиться с нагрузкой. Появились и хорошие новости: GTX 1060 действительно могла справиться с игрой на низких настройках в разрешении 1080p, показывая в среднем 33 кадра в секунду с поддержкой FSR в режиме Performance. Мой игровой ноутбук начального уровня с RTX 4050 первоначально не справлялся, выдавая 23 кадра в секунду на низких настройках с DLSS на уровне качества, но этот показатель подскочил до 48 кадров в секунду после включения генерации кадров DLSS 3, которую поддерживает S.T.A.L.K.E.R. 2 для всех карт серии RTX 40.
Однако странно, что при замене на более мощные компоненты возникали новые проблемы. Обычно быстрая RTX 4060 едва справлялась с настройками Epic на родном разрешении 1080p, показывая в среднем 33 кадра в секунду, а снижение настроек до Low увеличивало этот показатель лишь до 45 кадров. Это не внушает оптимизма в плане значительного улучшения производительности от изменения качества настроек.
На разрешении 1440p RTX 3070 показала себя не лучшим образом, едва дотягивая до 32 кадров в секунду на максимальных настройках (Epic) с включенным DLSS в режиме качества. Переход на уровень High не сильно улучшил ситуацию — частота поднялась лишь до 38 кадров в секунду. Понижение DLSS до режима Balanced также не дало значительного эффекта: на Epic удалось получить всего 34 кадра в секунду, прирост составил всего 2 кадра.
В целом, варианты масштабирования — DLSS, FSR, TSR и TAA — работают менее эффективно, чем можно было ожидать. DLSS 3 с генерацией кадров оказалась более полезной, почти удвоив результат RTX 4060 на настройках 1080p/Epic до 61 кадра в секунду, однако это добавило некоторую задержку ввода, даже с включенной технологией уменьшения задержки Nvidia Reflex. Хуже того, мне так и не удалось заставить генерацию кадров FSR 3 работать на современных видеокартах, а на GTX 1060 она хоть и запускалась, но приводила к размытому изображению и существенной задержке ввода, даже большей, чем у DLSS 3.
S.T.A.L.K.E.R. 2 не слишком хорошо масштабируется под мощные видеокарты, и результаты для RTX 4070 Ti оказались попросту удивительными. С использованием пресета "Epic" и активированным Quality DLSS, карта показывала в среднем 34 кадра в секунду на разрешении 1440p и 35 кадров в секунду на 4K. И это... просто... нет. Так разрешения не должны работать, RTX 4070 Ti. Более мощная RTX 4090 смогла лишь добавить немного кадров при 4K — результат составил 39 кадров в секунду при тех же настройках. Да, включение DLSS 3 улучшило ситуацию: RTX 4070 Ti увеличила показатели с 35 до 58 кадров, а RTX 4090 — с 39 до 68 кадров. Но, честно говоря, от этих карт можно было ожидать большего, даже в случае с требовательной игрой на UE5.
Steam Deck? Забудьте — S.T.A.L.K.E.R. 2 даже не распознает его ввод, что делает невозможным прохождение дальше EULA. Впрочем, возможно, это и к лучшему. У меня есть подозрение, что попытка запустить игру мгновенно бы "убила" скромный APU Deck.
Вот руководство по лучшим настройкам для S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
Давайте не будем разбирать каждую настройку качества в деталях — если разница между Epic и Low составляет всего 12 кадров в секунду, можно предположить, что большинство из примерно 25 отдельных параметров не окажут значительного влияния на производительность. Я протестировал их все на RTX 4060 и нашел несколько, которые могут добавить один или два кадра. Ниже представлена комбинация настроек, которая может помочь добиться производительности на уровне Epic без излишних потерь. Однако не стоит ожидать значительно большей частоты кадров без поддержки DLSS 3 — как и в случае с Warhammer 40,000: Space Marine 2, S.T.A.L.K.E.R. 2 — это игра, в которой вы, скорее всего, будете довольствоваться тем количеством FPS, которое доступно.
- Качество текстур: Среднее
- Волосы: Среднее
- Детализация объектов: Среднее
- Детали эффектов: Среднее
- Материалы: Среднее
- Метод масштабирования/качество масштабирования: DLSS на Balanced или TSR на Ultra Quality
- Туман: Среднее
- Качество листвы: Низкое
- Все остальное: Эквивалент настройки Epic
По сути, если говорить о значительном повышении производительности в S.T.A.L.K.E.R. 2, всё сводится к одному вопросу: поддерживает ли ваш компьютер DLSS 3? Если да, обязательно попробуйте его включить. Добавление DLSS 3 к вышеприведённым настройкам увеличило частоту кадров с 39 до 78 FPS, что куда лучше для RTX 4060. Если нет — остаётся надеяться на чудо в следующих патчах. Я не могу рекомендовать FSR 3 в качестве альтернативы — даже когда он работает, изображение выглядит размытым, а задержка ввода может серьёзно нарушить ритм напряжённых перестрелок S.T.A.L.K.E.R. 2, когда приходится постоянно выглядывать из-за углов. Даже базовое масштабирование через FSR страдает от искажений и потери деталей, особенно на дальних дистанциях, поэтому я предпочёл встроенный в движок апскейлер TSR как альтернативу для систем без RTX.
Я уверен, что S.T.A.L.K.E.R. 2 может и должен иметь успех, даже несмотря на некоторую "сырость". Исторически это было одной из отличительных, пусть и спорных, черт серии. Но такие моменты, как DLSS, практически не прибавляющий кадров, или катсцены, нарушающие производительность, — это не те черты, которые можно назвать "обаятельным изъяном"; к тому же эти проблемы можно исправить. Надеюсь на ощутимые обновления, и что единственные головные боли, которые доставит эта игра, будут вызваны не техническими проблемами, а мутантами-псиониками, пытающимися поджарить наш мозг.